ЭПИЗОД IV
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Новый тип советского человека. Комсомольские и пионерские организации
Одним из важнейших условий прогресса и, в конечном счёте, построения коммунизма в СССР считалось воспитание нового типа людей — советского человека. Новый человек должен был обладать соответствующими положительными качествами: сознательностью, трудолюбием, верностью коммунистической идеологии, преданностью партии и государству.

Воспитанием этого нового человека занимались пионерские и комсомольские организации. Еще в 1918 г. сформировался Российский коммунистический союз молодежи. 19 мая 1922 г. была основана Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, целью которой было воспитание детей школьного возраста. В 1926 г. РКСМ преобразовался во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи (ВЛКСМ), сокращённо — комсомол.

Первый устав пионерской организации описывал образцового пионера так: «Юный пионер верен рабочему классу; честен, скромен, правдив и не ленив; друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу; исполнителен; трудолюбив, весел и никогда не падает духом; бережлив и уважает общеполезный труд».

Уставы комсомола были несколько сложнее. Стать членом ВЛКСМ мог молодой человек от 15 до 26 лет, признающий программу и устав Союза молодёжи, подчиняющийся всем постановлениям ВЛКСМ и уплачивающий членские взносы. В уставе ВЛКСМ 1936 г. миссия комсомольца формулировалась следующим образом: «Всеми силами укреплять советский строй, укреплять советскую промышленность и транспорт, колхозы и совхозы, вести непримиримую борьбу с классовым врагом и оппортунистами всех мастей». Комсомолец обязан был читать труды Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, а также «разъяснять марксистско-ленинское учение широким массам молодёжи». Также комсомольцу предписывалось изучать военное дело, бороться с нарушениями правопорядка, участвовать в политической жизни и овладевать знаниями.

Кстати, в вопросе ликвидации безграмотности комсомольцы играли особенно активную роль. Комсомол выступил инициатором создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных и объявил поход молодёжи в науку. В 1928—1929 годах по комсомольским путёвкам пошли учиться на рабочие факультеты (рабфаки) 15 тысяч человек, на курсы по подготовке в вузы — 20 тысяч, в вузы и техникумы — 30 тысяч. В СССР миллионы людей впервые смогли получить бесплатное образование: было введено всеобщее начальное образование, а в городах — обязательное семилетнее.

Одними из первых комсомольцы приехали на стройки первой пятилетки (1929−1934 гг.) Усилиями молодых людей строились такие известные объекты, как Магнитогорский металлургический комбинат («Магнитка»), Кузнецкий металлургический комбинат, Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс). К 1941 г. в СССР насчитывалось порядка 10 миллионов комсомольцев.
Как советские «Рабочий и колхозница» стали известны всему миру
В 1937 году в Париже прошла Всемирная выставка, в которой приняли участие 47 стран. Предварительно в Советском Союзе состоялся конкурс, победу в котором одержал проект архитектора Бориса Иофана. По его задумке, главным элементом советского павильона должна была стать скульптурная композиция. Сам архитектор объяснял скульптурный образ так: «…Юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».

Над пластическим воплощением скульптуры трудилась Вера Мухина, проект которой был признан лучшим. 24-метровая скульптура «Рабочий и колхозница», выполненная из нержавеющей стали, стала символом павильона Советского Союза и получила высокую оценку публики и прессы. Так, например, известный художник Пабло Пикассо отметил: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба». Советский павильон на выставке получил 270 наград.

После завершения выставки Франция заявила о своём желании купить скульптуру, но советское руководство приняло решение о возращении монумента. Вера Мухина предлагала установить скульптуру в Москве на Ленинских горах или на Крымском Валу, но в итоге было выбрано другое место — недалеко от входа на Выставку достижений народного хозяйства. Однако «Рабочего и колхозницу» установили на совсем небольшой 10-метровый постамент, который, по мнению Веры Мухиной, уничтожил весь художественный замысел. Только в 2000-е годы, после масштабной реконструкции, монумент был установлен на высокий постамент, напоминающий первоначальный проект архитектора Иофана.

Как известно, скульптура «Рабочий и колхозница» является официальной эмблемой киностудии «Мосфильм». Для этого Вере Мухиной предложили создать уменьшенную гипсовую копию монумента, перешедшую в собственность «Мосфильма». Изображение именно этой авторской копии стало появляться на заставке фильмов киностудии.


А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для транспортировки скульптурной композиции «Рабочий и колхозница» на Всемирную выставку в Париж пришлось разделить её на 65 частей. Железнодорожный состав из 28 вагонов, перевозивший все детали монумента, столкнулся с трудностями. Например, в Польше вагоны не могли пройти в тоннель, поэтому пришлось специальным аппаратом для резки металла срезать некоторые фрагменты скульптуры.
Made on
Tilda