В начале XX века Российская империя перенесла центр внешней политики на Дальний Восток, рассчитывая найти новые рынки сбыта и объекты размещения капиталов. Политические и экономические интересы России и Японии столкнулись в Маньчжурии — северо-восточной части Китая. Обострившиеся противоречия между двумя странами привели к русско-японской войне 1904–1905 гг.
27 января 1904 года Япония начала военные действия против России. В первый день войны два корабля русского флота — крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» — были блокированы японской эскадрой в корейском порту Чемульпо (современный город Инчхон на западном берегу Корейского полуострова). Японской стороной был предъявлен ультиматум: русские корабли должны выйти в море, в противном случае они будут атакованы на рейде Чемульпо, несмотря на нахождение в нейтральном порту и присутствие судов других стран.
Командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Руднев после совещания с офицерами крейсера принял решение вступить в неравный бой с четырнадцатью кораблями противника.
Чтобы вырваться в открытое море, русским кораблям предстояло пройти под огнём по узкому фарватеру и затем постараться уйти от преследования. Для крейсера «Варяг» это была необычайно трудная, но выполнимая задача, так как его максимальная скорость была немного выше, чем у противника. Однако «Кореец» мог идти гораздо медленнее, что сводило на нет преимущество «Варяга» в скорости над японцами.
В 11.20 русские корабли снялись с якоря и около полудня вступили в артиллерийский бой с японской эскадрой. В ходе ожесточённого сражения, продолжавшегося около часа, «Варяг» получил значительные повреждения и был вынужден вместе с «Корейцем» вернуться на рейд Чемульпо. Погибли 34 члена команды крейсера, около 100 человек получили ранения.
Не сумев прорваться во Владивосток, русские моряки приняли решение затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», не спуская Андреевского флага — символа российского военно-морского флота. Экипаж покинул крейсер. Команды были приняты на борт кораблями нейтральных стран, находящихся в Чемульпо.
В благодарность за оказанную помощь офицеры «Варяга» вручили экипажу французского корабля «Паскаль» серебряную пластину с дарственной надписью. Её текст гласил:
"Командиры «Варяга» и «Корейца», а также офицеры этих двух кораблей от чистого сердца благодарят месье капитана II ранга Сенэ, командира «Паскаля», и его храбрых офицеров за рыцарское поведение по отношению к ним после событий в Чемульпо 27 января (9 февраля) 1904 года.
Они не забудут щедрый приём, который им был оказан этими истинными сынами славной Франции.
Сайгон, 29 февраля 1904 года"
Оказавшись во французской миссии, офицеры и матросы получили всё необходимое. Французский вице-консул взял на себя заботу о тяжелораненых моряках. Он же потом обеспечил возвращение выздоравливающих на родину. Капитан Сенэ решительно отклонил требование японцев выдать русских моряков, т.к. они были не пленными, а спасёнными в нейтральных водах с терпящего бедствия корабля. 3 февраля, получив от японцев гарантию беспрепятственного пропуска через район военных действий, французский крейсер снялся с якоря и ушёл в Сайгон (Французский Индокитай). Впоследствии русские моряки смогли различными путями вернуться в Россию.
ЗНАЙТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:
Интересна судьба «Варяга» после боя в Чемульпо. Спустя некоторое время крейсер был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй в качестве учебного корабля под названием «Соя». Лишь в 1916 г., когда Россия и Япония были союзниками по Первой мировой войне, крейсер был выкуплен и вошел в состав российского военного флота под прежним названием. На «Варяге» вновь был поднят Андреевский флаг. В 1917 г. крейсер ушёл на ремонт в Великобританию, где после российской революции был конфискован англичанами из-за разногласий с советской властью. 1925 г. старый корабль попал в шторм во время буксировки и затонул у берега в Ирландском море. В начале XXI века обломки крейсера были обнаружены российской научной экспедицией.