ЭПИЗОД IV
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Мир накануне войны
Летом 1914 г. мир стоял на пороге новой большой войны, поводом к которой стало убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола. В ходе развернувшегося дипломатического кризиса Австро-Венгрия, обвинив Сербию в произошедшем, выдвинула ей ультиматум. Однако Россия решительно выступила в поддержку Сербии и начала частичную мобилизацию. Несмотря на это, 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила Сербии войну. 1 августа войну России объявила Германия.


ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ:

Война сразу приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. Из 59 стран, обладавших государственным суверенитетом, в Первой мировой войне участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Нейтралитет сохраняли 17 государств.

Первая мировая война продолжалась 1554 дня (1 августа 1914 г. — 11 ноября 1918 г.).

Плакат «Согласие» с изображением трёх женских фигур символизирует союз трёх держав — России, Франции и Великобритании, вошедший в историю под своим французским названием «Антанта». Противниками Антанты в период Первой мировой войны были страны Четверного союза, в который входили Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария.

Складывание двух противоборствующих военно-политических группировок в Европе относится к концу XIX в. В 1882 г. после присоединения к австро-германскому договору Италии образовался Тройственный союз. В противовес ему началось дипломатическое сближение России и Франции. В 1891 г. было заключено соглашение между двумя странами, дополненное на следующий год франко-русской военной конвенцией. Обе державы обязывались оказать военную помощь друг другу в случае нападения со стороны хотя бы одного из участников Тройственного союза.

Особой оставалась позиция Великобритании, стремившейся сохранить за собой свободу выбора вплоть до начала XX в. Однако усиливающиеся противоречия с Германией заставили англичан обратиться к союзу с Францией. Заключённое в 1904 г. соглашение получило название «Сердечное согласие» (фр. «Entente cordiale»). Напряжёнными оставались в это время отношения Великобритании и России, что в первую очередь было вызвано неурегулированными вопросами по разделу сфер влияния в Тибете и на Ближнем Востоке, а также откровенно враждебной позицией, занятой британским правительством по отношению к России во время русско-японской войны. Тем не менее на фоне нарастания военной опасности на европейском континенте обоюдный интерес к заключению англо-русского соглашения перевесил многие противоречия. В 1907 г. был заключён договор между Россией и Великобританией. Он завершил процесс формирования Тройственного согласия (фр. «Triple Entente»), также известного как Антанта.

Следует иметь в виду, что в отличие от держав Тройственного союза, связанных взаимными военными обязательствами, в Антанте военное соглашение существовало лишь между Францией и Россией. Великобритания временно отказывалась от подписания военных конвенций с союзниками. Сохранявшиеся разногласия по ряду международных проблем между странами Антанты пыталась накануне Первой мировой войны использовать Германия, стремившаяся рассорить своих противников друг с другом. Однако её усилия окончились неудачей. Более успешными оказались дипломатические шаги Антанты по внесению раскола в стан Тройственного союза. Уже в разгар войны, в 1915 г., Италия перешла на сторону Антанты. С другой стороны, на стороне Германии и Австро-Венгрии выступили Болгария и Турция, что означало оформление Четверного союза.
Первый Георгиевский кавалер
Первым георгиевским кавалером в период Первой мировой войны стал донской казак Кузьма Фирсович Крючков (1890–1919), удостоенный высокой награды за разгром превосходящего в силах отряда противника.


ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ:

Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) — высшая военная награда Российской империи. Орден был учреждён Екатериной II в 1769 г. и вручался исключительно офицерам за военные подвиги.

В 1807 г. был введён «Знак отличия военного ордена» — Георгиевский крест. Его вручали рядовым и унтер-офицерам за исключительную храбрость, проявленную в бою. С 1856 г. награда имела четыре степени, награждения производились последовательно — от младшей степени к старшей. Полный набор всех степеней награды назывался «Георгиевским бантом», а обладатели «банта» являлись полными георгиевскими кавалерами.

В 1911 г. Крючков был призван на действительную службу в 3-й Донской казачий полк атамана Ермака Тимофеева. К началу войны он уже имел чин приказного (соответствовал ефрейтору в армии). Ранним утром 30 июля 1914 г. недалеко от деревни Лубово на границе с Восточной Пруссией (современный Любавас, Мариямпольский уезд, Литва) небольшой казачий дозор, в котором находился Крючков, получил от местных крестьян сведения о появлении немецкого конного разъезда. Численность противника точно установить сложно: в ряде источников упоминается цифра в 27 кавалеристов, но в приказе о награждении Крючкова Георгиевским крестом говорится о 22 врагах. Учитывая и без того огромное численное превосходство неприятеля, можно предположить, что ближе к истине всё же последняя цифра.

Отправив одного казака в полк с донесением, Крючков с тремя товарищами устремился к месту вероятного нахождения немцев. Видимо, план Крючкова заключался в том, чтобы, не вступая в прямое столкновение, попытаться заманить врага в глубь русской территории. Однако выполнить задуманное удалось лишь отчасти.

Сам Крючков описывал тот бой следующим образом:
«Нас было четверо — я и мои товарищи: Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков. Начали подыматься на горку и наткнулись на немецкий разъезд в 27 человек, в числе их офицер и унтер-офицер. Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили несколько человек. Увертываясь от нападения, нам пришлось разъединиться. Меня окружили одиннадцать человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь. Лошадь у меня подвижная, послушная. Хотел было пустить в ход винтовку, но второпях патрон заскочил, а в это время немец рубанул меня по пальцам руки, и я бросил винтовку. Схватился за шашку и начал работать. Получил несколько мелких ран. Чувствую, кровь течёт, но сознаю, что раны неважны. За каждую рану отвечаю смертельным ударом, от которого немец ложится пластом навеки. Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею по одиночке уложил остальных. В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали двадцать четыре трупа, да несколько нераненых лошадей носились в испуге. Товарищи мои получили лёгкие раны, я тоже получил шестнадцать ран, но всё пустых, так — уколы в спину, в шею, в руки. Лошадка моя тоже получила одиннадцать ран, однако я на ней проехал потом назад шесть верст. Командующий армией генерал Ренненкампф снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым георгиевским крестом».

Геройски сражались в этом бою и товарищи Крючкова. Удачным выстрелом казака Василия Астахова в самом начале стычки был убит немецкий офицер, что в немалой степени могло способствовать успешному исходу боестолкновения. Отчаянно рубились с врагом Иван Щегольков и Михаил Иванков. Все казаки получили ранения холодным оружием. Вернувшись в своё расположение, Крючков и Щегольков были немедленно отправлены в госпиталь, остальным была оказана помощь в полковом лазарете.

Именно в госпитале 1 августа 1914 г. (в день объявления Германией войны России) К. Ф. Крючков стал первым воином русской армии-кавалером Георгиевского креста — награды, вручавшейся исключительно за выдающиеся боевые заслуги. Георгиевскими медалями были награждены и все остальные участники знаменитого боя.

Ранения Крючкова оказались не очень тяжёлыми. Уже осенью 1914 г. после излечения он вернулся в полк, принял активное участие в последующих военных действиях. К концу войны стал полным георгиевским кавалером, то есть заслужил все четыре степени Георгиевского креста.

После революции 1917 г. Крючков принял участие в Гражданской войне на стороне Белого движения. Погиб в бою 18 августа 1919 г.
Заря военной авиации
Уникальным для своего времени самолётом был «Илья Муромец» конструкции И. И. Сикорского — самый большой в то время самолёт в мире, намного превосходивший все другие летательные аппараты по грузоподъёмности, количеству пассажиров, высоте и времени полёта. Конструктором аэроплана был молодой талантливый инженер, 25-летний Игорь Иванович Сикорский.

Созданию «Муромца» предшествовала напряжённая работа в абсолютно новой отрасли авиастроения: разработке тяжёлых многомоторных и многоместных аэропланов. В положительный результат верили далеко не все. История мировой авиации насчитывала к тому времени лишь около 10 лет, и первые самолёты были необычайно лёгкими фанерно-полотняными конструкциями, оснащёнными единственным маломощным мотором, способными поднять в воздух не более одного-двух человек. Казалось, заставить летать более крупный аэроплан просто невозможно! Но совершенно иного мнения придерживался Сикорский, утверждавший, что «большая масса и скорость — вот залог будущности авиации. Не нужно бояться больших тяжёлых машин! Дайте им скорость, и вы пустите в воздух вагон. Сменяемость пилота в воздухе, независимость полёта от остановки моторов, уход за ними в воздухе — вот громадные преимущества больших аппаратов...». Эти слова в значительной мере предвосхитили дальнейшее развитие воздухоплавания.

Ещё в начале 1913 г. под руководством Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе Санкт-Петербурга был построен предшественник «Ильи Муромца» — самолёт «Гранд», переименованный впоследствии в «Русский витязь». Именно этот аэроплан стал первым в истории четырёхмоторным самолётом. Уже в августе 1913 г. на пилотируемом Сикорским «Русском витязе» был установлен мировой рекорд продолжительности полёта: 1 час 54 минуты в воздухе. На борту аэроплана в закрытой стеклянной кабине размещались 8 человек. Правда, дальнейшая судьба «Витязя» оказалась печальной. Через несколько дней после триумфального полёта уникальный самолет был сильно повреждён прямо на аэродромной стоянке упавшим сверху мотором, оторвавшимся от пролетавшего над ним небольшого аэроплана. Однако неунывающий Сикорский решил отказаться от длительного ремонта поломанного «Витязя» и приступил к проектированию ещё более крупного и совершенного самолёта.

Первый полёт «Ильи Муромца» — так стал называться новый аэроплан — состоялся 10 декабря 1913 г. Пилотировал сам Сикорский — редкий случай в истории авиации, когда конструктор был испытателем созданной им машины. По сути, «Муромец» был первым в истории пассажирским самолётом. В полностью остеклённом салоне, оборудованном подогревом, электрическим освещением и даже туалетом, в удобных плетёных креслах размещались несколько человек. При этом механик при необходимости мог выйти на нижнее крыло аэроплана и добраться до нужного мотора для исправления возможной неисправности. Уже в феврале 1914 г. «Муромец» поднялся в воздух с 16 пассажирами на борту. Высота полёта составила около 2000 метров, скорость — порядка 100 км/ч, продолжительность — 5 часов. Это был новый абсолютный мировой рекорд.

С началом Первой мировой войны на Русско-Балтийском заводе было развёрнуто серийное производство самолётов Сикорского. Теперь были нужны уже не гражданские, а военные аэропланы, способные брать на борт бомбы, пулемёты и иное вооружение. «Илья Муромец» был спешно переоборудован в бомбардировщик. В военном варианте самолёт мог брать на борт до 500 кг бомб, а также оборонительное вооружение: 5-6 пулемётов для защиты от вражеских истребителей. Уже в первые месяцы войны «Муромцы» совершали одиночные налёты на железнодорожные узлы, мосты и переправы, склады, скопления войск противника. Всего за годы войны было построено около 70 аэропланов этого типа. Однако налёты одиночных самолётов оказались малоэффективными. Поэтому в декабре 1914 г. по предложению знатока авиации, директора Русско-Балтийского завода М. В. Шидловского все построенные «Муромцы» были сведены в одно соединение: эскадру воздушных кораблей (ЭВК). Это было первое в мире авиационное соединение из тяжёлых бомбардировщиков. Начальником эскадры был назначен сам Шидловский.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

За время Первой мировой войны основные потери эскадра воздушных кораблей понесла из-за плохих погодных условий. Отлично вооружённые самолёты типа «Илья Муромец» неоднократно выдерживали воздушные схватки с противником. В бою с неприятельскими истребителями был потерян только один такой самолёт. 12 сентября 1916 г. «Муромец» № 16, пилотируемый поручиком Д. Д. Макшеевым, во время выполнения задания был атакован 4 немецкими аэропланами. Ответным огнём с «Муромца» были сбиты 3 из них, после чего российский самолёт, получивший многочисленные повреждения, рухнул на территории, занятой врагом. Останки четырёх членов экипажа были похоронены с воинскими почестями на немецком военном кладбище в районе деревни Боруны (Виленская губерния), о чём противник впоследствии специально известил российское командование.
Легендарная трехлинейка. Стрелковое оружие Первой мировой войны
Одной из самых распространённых систем стрелкового оружия, применявшихся в армии нашей страны во всех войнах первой половины XX в., была знаменитая трёхлинейка — винтовка Мосина. Простая и надёжная в обращении, трёхлинейка стала одним из символов русского оружия, таким же, как легендарный автомат Калашникова или танк Т-34.

Официальное название этой стрелковой системы — трёхлинейная винтовка образца 1891 г. Её конструктором являлся выдающийся русский оружейник Сергей Иванович Мосин. Разработанная им винтовка не уступала лучшим иностранным образцам, а по технологичности изготовления даже превосходила некоторые европейские и американские разработки. Благодаря исключительно удачной конструкции, гражданские варианты винтовки Мосина до сих пор пользуются успехом у любителей стрелкового дела во многих странах, поэтому в наше время трёхлинейка — настоящий рекордсмен по долгожительству среди европейского оружия.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

Название «трёхлинейная винтовка», или «трёхлинейка» происходит от калибра (диаметра канала ствола), равного трём линиям. Линия — устаревшая мера длины, применявшаяся в России до революции 1917 г., равная 2,54 мм.

Какие особенности трёхлинейки сделали её столь популярной? Прежде всего, специалисты обращают внимание на простоту конструкции этого оружия. Мосин приял решение не использовать механизм фиксации затвора в ствольной коробке. Чтобы получить доступ к каналу ствола для чистки, надо оттянуть затвор в крайнее заднее положение, нажать на спуск и извлечь затвор из ствольной коробки. Знаменитые иностранные винтовки того времени имели пружинные фиксаторы в ствольных коробках, которые усложняли конструкцию и производство.

Ещё одна особенность винтовки Мосина — отсутствие отдельного предохранителя. Для блокировки механизма нужно лишь оттянуть взведённый курок, повернуть его влево и зафиксировать в специальном посадочном месте на стебле затвора. При этом затвор можно разобрать для чистки без применения отвертки.

Уже в 1892 г. массовое производство трёхлинейной винтовки было налажено на Тульском, Сестрорецком и Ижевском заводах. Благодаря исключительной простоте конструкции, массовый выпуск этого оружия был выгоден с экономической точки зрения. При этом за более чем полвека, в течение которого «мосинка» применялась в войсках Российской империи и Советского Союза, она претерпела весьма незначительные модернизации, а принципа действия винтовки изменения вообще не коснулись.

В 1908–1919 гг. для трёхлинейки был разработан новый патрон с остроконечной пулей взамен закруглённой, применявшейся ранее. Так как дальность стрельбы заметно возросла, потребовалось внедрение нового прицела, разработанного оружейником В. П. Коноваловым и рассчитанного на 3200 шагов вместо прежних 2700. Помимо этого, более удобной в обращении винтовку делали новый способ крепления плечевого ремня и ложевые кольца обтекаемой формы,

Наиболее серьёзные изменения в конструкцию были внесены в 1930 г. В дореволюционной русской армии применялись пехотный, драгунский, казачий варианты винтовки и разработанный в 1907 карабин. В 1930-е гг. в Красной армии оставили укороченный, облегчённый драгунский вариант винтовки. Вместо старого, градуированного в шагах прицела был внедрён надёжный секторный прицел с прицельной планкой, градуированной в метрах (на 2000 м). Появилась и тонкая мушка с кольцеобразным намушником. Однако в большей степени все эти модернизации касались технологии производства, но не конструкции оружия.

Именно винтовка образца 1891/1930 гг. была основным вооружением советской пехоты в период Великой Отечественной войны. Хорошие баллистические свойства трёхлинейки (такие, как дальность прямого выстрела, кучность и т.п.) сделали её популярной у снайперов. Снабжённая четырёхкратным оптическим прицелом, винтовка Мосина была основным оружием знаменитых снайперов Красной армии в 1941–1945 гг.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Сергей Иванович Мосин родился в селе Рамонь Воронежской губернии в семье офицера, участника войны на Кавказе, выслужившего чин и дворянство. В 1867 г. Мосин окончил Воронежскую военную гимназию, затем — Михайловское артиллерийское училище и в 1875 г. — Михайловскую артиллерийскую академию в Санкт-Петербурге. В течение многих лет он работал инженером на Тульском оружейном заводе, занимая должности начальника отдела технического контроля и инструментальной мастерской. В 1885 г. им была разработана конструкция магазинной винтовки с прикладным магазином, затем однозарядная и пятизарядная винтовки под трёхлинейный патрон. Именно последняя винтовка Мосина была принята на вооружение Русской императорской армии в 1891 г., выдержав серьёзную конкуренцию с системой, разработанной бельгийской фирмой Леона и Эмиля Нагана.

Удостоенный за выдающуюся работу большой Михайловской премии (присуждаемой раз в пять лет самой престижной награды за труды в области артиллерии и оружейного дела), Мосин в 1894 г. стал начальником Сестрорецкого оружейного завода, а в 1900 г. получил чин генерал-майора.
Становление бронетанковой техники
Танк Рено FT-17 — первый серийный лёгкий танк, а также первый танк, имевший башню кругового вращения. Несмотря на то, что он не является первым танком (первым был английский Mark I), именно эта машина стала родоначальником всей современной бронетанковой техники: в ней была впервые применена компоновка, позднее ставшая классической: (впереди — отделение управления; в центре — боевое, с расположением вооружения во вращающейся башне; сзади — моторное). Рено FT-17 cчитается самым удачным танком периода Первой мировой войны.

FT-17 был разработан под руководством промышленника и инженера Луи Рено в 1916–1917 гг. Всего за период 1917–1918 гг. было выпущено более 3500 машин разных модификаций. Сам танк стал образцом для многочисленных подражаний в период после Первой мировой войны. А в США и Италии выпускались его лицензионные копии под обозначением М1917 и ФИАТ 3000 соответственно. В советской России выпускалась почти точная копия, получившая название «Рено Русский».

На вооружении Русской императорской армии в период Первой мировой войны танки не состояли. Первые машины вошли в состав Красной армии в период Гражданской войны в 1919 г. Это были 6 машин из состава экспедиционного корпуса стран Антанты, захваченные в качестве трофеев под Одессой. В дальнейшем эти танки совместно с другими трофейными машинами эксплуатировались в Танковой эскадре РККА, ставшей кузницей кадров для активно развивавшихся бронетанковых сил СССР.
Брусилов. Судьба полководца
Алексей Алексеевич Брусилов — человек, чья биография, кажется, вся состоит из череды контрастных противоположностей. Организатор самой известной и успешной стратегической операции русской армии в войне, которую Россия проиграла. Дворянин, оказавшийся в итоге на службе у первого в мире рабоче-крестьянского государства. Человек, называвший большевиков «сатанинскими пигмеями» и затем признавший в них же законную власть Российского государства. При изучении его биографии кажется порой, что Брусилову отчаянно не повезло с эпохой: живи он во времена, допустим, походов Суворова или войны с Наполеоном, и жизненный путь его мог быть куда прямее и счастливее.

До определённого момента карьера Брусилова, впрочем, так складывалась весьма успешно. В 1867 г. он поступил в престижный Пажеский корпус, отличился при взятии крепости Карс в Русско-турецкой войне (1877–1878 гг.), в 1902 г. стал начальником Офицерской кавалерийской школы, был известен в Европе как замечательный педагог по верховой езде и маневрам.

Начало Первой мировой войны генерал Брусилов встретил командиром 8-й армии Одесского военного округа. Как и многие его современники, главную слабость русской армии и России вообще Брусилов видел в полном непонимании солдатами причин и смыслов этой войны. «Войска были обучены, дисциплинированы и послушно пошли в бой, но подъёма духа не было никакого, и понятие о том, что представляла из себя эта война, отсутствовало полностью», — писал потом полководец. При этом в начале войны Брусилов был ещё вполне уверен в боевом духе и стойкости русского солдата, находя дисциплину и уровень подготовки в армии «удовлетворительным». Крайнее недоумение вызвало у генерала решение Николая II занять пост Верховного главнокомандующего русской армии: «…Никому в голову не приходило, что царь возьмёт на себя при данной тяжёлой обстановке обязанности Верховного главнокомандующего. Было общеизвестно, что Николай II в военном деле решительно ничего не понимал».

В марте 1916 г. Брусилова назначают командиром Юго-Западного фронта, и уже в июне того же года генерал готовит и осуществляет знаменитый «Брусиловский» (Луцкий) прорыв. Удар наносился одновременно всеми армиями фронта, что было новшеством в военном искусстве той эпохи. Итогом наступления стало тяжелое поражение австро-венгерской армии. Для спасения своего союзника германское командование было вынуждено спешно перебрасывать войска с других фронтов, в том числе из Франции, где одновременно разворачивалась масштабная битва под Верденом.

За это наступление Брусилов был представлен к награде — Георгиевскому оружию «За храбрость». Увы, успех операции не был закреплён. Остро не хватало резервов, прорыв на был поддержан армиями других фронтов. К началу августа 1916 г. наступление было остановлено. «Никаких стратегических результатов эта операция не дала, да и дать не могла, ибо… Западный фронт главного удара так и не нанёс, а Северный фронт имел своим девизом знакомое нам с японской войны «терпение, терпение и терпение». Ставка, по моему убеждению, ни в какой мере не выполнила своего назначения управлять всей русской вооружённой силой. Грандиозная победоносная операция… была непростительно упущена», — так характеризовал итоги прорыва Брусилов.

Февральскую революцию и отречение от престола Николая II Брусилов поддержал, а в мае 1917 г. был даже назначен Верховным главнокомандующим русской армии. Октябрьскую же революцию Брусилов, наоборот, категорически поначалу не принял: человек одновременно глубокой православной веры и живо увлекавшийся оккультными науками, он воспринял приход большевиков к власти как торжество сатанинских сил, происки «единой антихристианской силы», которая хочет погубить русский народ и русскую культуру. «Борьбой белой и чёрной магии» назвал Брусилов разгоравшуюся в конце 1917 — начале 1918 гг. Гражданскую войну.

Тем интереснее тот факт, что в 1920 г. Брусилов оказался на службе в Красной армии. Генерал стал одним из так называемых «военспецов» — офицеров царской армии, чей опыт и знания использовались советской властью для укрепления и модернизации РККА. «Рабоче-крестьянская Россия нуждается в труде, в хозяйственном и культурном возрождении. Оно может быть достигнуто лишь путём прекращения бессмысленной и бесполезной гражданской войны. Во имя единодушного труда всех и всего, что есть честного в русском народе, руководимые заботой о возрождении трудовой России, мы призываем вас: откажитесь от постыдной роли на службе польских панов и французских ростовщиков, сложите оружие, бесчестно направленное против собственного народа», — говорилось в обращении к офицерам армии П. Н. Врангеля, под которым стояла подпись Брусилова.

В 1926 г. генерал Брусилов скончался в Москве возрасте 72 лет. Его вдова Н. В. Брусилова-Желиховская после смерти мужа уехала за границу и там опубликовала мемуары Брусилова под названием «Мои воспоминания». В этой изданной за рубежом версии мемуаров содержались резко отрицательные оценки большевистской партии, Октябрьской революции и советского государства. Значительные расхождения между официальными документами за подписью Брусилова и его изданными в эмиграции мемуарами — ещё один, последний, контраст в биографии этого человека.
Made on
Tilda